Сегодня
 

Там, где ходят поезда

Там, где ходят поездаЗавтра работники железной дороги отмечают свой профессиональный праздник. Отметит его и дежурная по переезду «62-й километр» Валентина Григорьевна Максименко.

Хороша же эта работенка! - скажут те, кто не знаком со спецификой труда дежурного по переезду. - Знай, сиди себе в будочке, нажимай на кнопочку, чтобы шлагбаум опустился, - делов-то! А ночью, когда движения почти нет, спи спокойно. И зарплата у железнодорожников поболее, чем у простых смертных.

Но вот в том-то и дело, что так могут сказать только те, кто ни разу не дежурил на переезде, не боролся с липким, обволакивающим сном в теплую летнюю ночь, совсем не такую короткую, как может показаться. Им невдомек, что заснуть дежурный по переезду просто не имеет права ни на минуту. От оперативности и правильности его действий может зависеть жизнь людей. Ведь железная дорога - это зона огромной ответственности.

Вахта на переезде, как ночная, так и дневная, длится 12 часов. Отлучиться с поста - сходить за дровами, в туалет, скосить траву или подкрутить костыли на шпалах (зона ответственности дежурных пролегает в пределах пятидесяти метров по обе стороны переезда) можно ненадолго лишь после разрешения дежурного по станции или бригадира путейцев. Ведь в этот момент не должен приближаться поезд, не должно быть никаких напряженных ситуаций на переезде.

Вообще, железнодорожные переезды в глубинке - это места, где за много десятилетий мало что изменилось. На улице Кооперативной в поселке Мостовском крошечная будочка для дежурных как стояла почти без реконструкции с семидесятых годов - времени ее строительства - так и стоит до сих пор. Своими силами путейцы и дежурные регулярно приводят рабочее место в порядок, сажают цветы, красят, белят. Но все равно заметно, что будка - дама в возрасте, не столько по внешнему виду, сколько по оборудованию. Как были установлены в советские времена допотопные системы радиосвязи, пульт управления, так они и стоят до сих пор. Как топилась дежурка дровами, так и обогревается до сих пор. Ни вентилятора, чтобы от летней жары спастись, ни холодильника, чтобы воды холодной попить, здесь нет. Электроплитки запрещены, так что даже чай не подогреешь. Зимой выручает печка, а летом на дежурстве приходится забыть о том, что существует горячая еда. Но это все, конечно, не смертельно, поэтому люди наши, привыкшие к российским реалиям, не ропщут и работают в тех условиях, какие есть. Что немцу - смерть, то россиянину пусть не в кайф, но терпимо.

Что же касается русских женщин, то они выносливы вдвойне. Или просто привыкли так считать. За примерами далеко ходить не надо. Они есть в тех же «Российских железных дорогах». Наверное, ни в одной другой стране мира бригады из женщин не ходят в таком количестве по железнодорожным путям и не машут кувалдой, забивая вылезшие костыли обратно в шпалы или перетаскивая эти сами шпалы с места на место. В Мостовском районе, правда, такой странной традиции нет.

Дежурная по переезду Валентина Григорьевна Максименко встречает на своем рабочем посту у железной дороги вот уже семнадцатое лето. Шпалы не таскает и кувалдой не машет - благо постепенно деревянные шпалы заменяются на бетонные не только на оживленных железнодорожных направлениях, но и в пределах поселка Мостовского, в основном усилиями дробильно-сортировочного завода. Но вот огромным ключом подтягивать накладки на стыках рельсов приходится частенько. В день, по ее словам, по двухколейной ветке следует шесть-восемь составов поездов с отгруженной продукцией ОАО «Мостовской ДСЗ» и ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ». В числе ее рабочих инструментов - желтый и красный флажки и дающие соответствующий свет фонари - в темноте-то флажков не видно.

Переезд есть переезд, и здесь случается всякое. За почти семнадцать лет работы Валентине Григорьевне приходилось и милицию вызывать, и с водителями, не раз ломавшими деревянный шлагбаум, ругаться. Люди-то все разные и не всегда трезвые. Для некоторых переезд - не причина уступать дорогу поезду, который еще где-то там, на подходе за поворотом. «Проскочу», - думают многие. И порой расплачиваются жизнью за риск. К счастью, на ее переезде подобных тяжелых происшествий не случалось. Но всегда найдется некоторое количество твердолобых или нетрезвых граждан, которым непременно требуется пересечь железнодорожные пути именно перед движущимся поездом. С ними Валентине Григорьевне приходится вести нескончаемую войну. Правда, в последние годы, несмотря на подпитку статистики происшествий расположенными неподалеку увеселительными заведениями, работать на переезде стало спокойнее. Может быть, и потому, что в кризис снизилось количество отгруженной продукции, реже ходят теперь поезда. Или четче заработали правоохранительные структуры и администрация, поприжавшие кабаки.

Рядом с будкой дежурных по переезду стоит ее ровесник - пирамидальный тополь. Издалека вместе они смотрятся почти как Тарапунька и Штепсель. Ну если, конечно, представить, что Тарапунька сильно похудел... Тополь немного спасает дежурящих в жару от палящего солнца, накрывая тенью будку, а вот в ветреную погоду подражает богу богов - Зевсу-Громовержцу, метающему молнии. Только вместо молний он швыряется сухими ветками. Иногда прямо по крыше будки, заставляя железнодорожников вздрагивать и задумываться: а если..?
Проходят поезда, течет время, почти не отражающееся на житье-бытье переезда. Все так же топится зимой печка, все так же маются в летнюю жару, глотая пыль проезжающих машин и прячась в тающую тень, дежурные. Но раз в году переезд и его обитатели и хозяева - работники железной дороги - становятся именинниками. Очередной такой случай - завтра.

Поздравляем с профессиональным праздником железнодорожников Мостовского района! Желаем им счастья, здоровья, успехов в труде, благополучия и роста благосостояния. С днем работника железной дороги!

Источник: Предгорье online

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Погода

Опрос

Как Вы оцениваете фонтан в поселке Мостовском?

Отлично
Хорошо
Нормально
Плохо
Ужасно

Реклама

 
Сайт о посёлке Мостовском. Его история, культура, жизнь
При копировании материалов ссылка на сайт SiteMostov.Ru обязательна!